7-9 лет / Кейсы для уроков английского языка

Кейс-метод на уроках английского языка.

Данная статья содержит информацию о кейсовых технологиях. Функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.

Кейсы для уроков английского языка 1

Содержимое разработки

Кейс-метод на уроках английского языка.

А.Эйнштейн когда-то сказал: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием". Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т.д.). Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

описание реальной проблемной ситуации;⎫

альтернативность решения проблемной ситуации;⎫

единая цель и коллективная работа по выработке решения;⎫

функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;⎫

эмоциональное напряжение учащихся.⎫

Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав учащегося.

Примеры тематики кейсов:

Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, "Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор".

Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

День из жизни обычной семьи.

Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин).

Обсудить список продуктов, которые надо купить для приготовления блюд (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать).

Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления.

Вылечить 2 заболевших членов семьи народными средствами. При этом пациент должен указать симптомы: расстройство желудка, простуда, головокружение, ссадина на коленке.

Урок английского языка на основе кейс-технологии строится по следующему направлению:

Первая группа упражнений – вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Целью упражнений этого типа является обучение лексике, а так же навыкам говорение.

За вводными упражнениями следует раздел Аудирование (Listening). Упражнения этого раздела направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоение новой лексики.

За разделом аудирования следует раздел Чтение (Reading), который включает два текста. Этот раздел урока кроме развития навыков чтения и понимания текста на английском языке нацелен на освоение новых лексических единиц по теме урока.

Повторение грамматики (Language Review). Посвящёно грамматической теме урока и включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:

Объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда.

Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени.

Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока.

Последний раздел урока называется Исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы поднятой в начале урока.

Вероятно, в ближайшем будущем кейсовые технологии станут одними из основных в преподавании английского языка.

В заключение следует отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.